С первых дней: «за» и «против» раннего развития ребенка.

В книге Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», Пеппи, Анника и Том обещают себе никогда не взрослеть. Потому что все взрослые вечно куда-то торопятся, у них куча дел и им некогда просто радоваться жизни. Похоже, что теперь будни взрослых захватили территорию детства с первых лет жизни ребенка. Появление книги Масару Ибука «После трех уже поздно», разнообразие методик раннего развития (Домана, Монтессори, Зайцева), кружки и курсы «для самых маленьких», все это привело к тому, что детям некогда просто смотреть на деревья вокруг. Им нужно спешить к выдуманному кем-то сроку, выучить весь алфавит (желательно сразу и украинский, и английский, и китайский). Танцевать, играть в теннис, заниматься гимнастикой и вокалом, ходить в бассейн, чтобы родители не чувствовали, что их ребенок обделен возможностями. Как в мультике-ремейке «Маленький принц», где у маленькой девочки жизнь подчинена жесткому графику и там совсем нет времени на друзей, мечты, фантазии и прочие глупости. Нет времени, как в «Вине из одуванчиков» Рэя Бредберри, просто наслаждаться жизнью, закупоривать хорошие впечатления в бутылки памяти.

девочка катается на качеле
pexels.com

А где же место для детской непосредственности и спонтанности? Развивать способности, таланты и потенциал ребенка – необходимо. Но как в любом другом вопросе, здесь важен баланс. У всестороннего развития есть как свои преимущества, так и недостатки, их нужно учитывать, вступая на путь «мой Петя в 3 года читает 80 слов в минуту» или «моя Катя в 5 лет уже играет на фортепиано, поет в хоре и скоро напишет оперу, как Моцарт».

1. Подготовить ребенка к постоянной конкуренции.

Доходит до смешного, но уже есть мамы, которые соревнуются не только первыми достижениями ребенка после рождения. Оказывается, можно хвастаться тем, какие хорошие показатели были на УЗИ, как скоро ты начала чувствовать движения малыша в животе и какую оценку вы получили по шкале Апгар после родов. «Серьезная гонка» начинается с первых дней жизни: как скоро малыш научился держать голову, научился сидеть, ползать, агукать. Пунктов для соревнования с другими родителями и их детьми можно придумать множество. Но кому нужен этот рейтинг детских достижений? Что изменится от того, что твой сын скажет первое слово позже, чем у сестры или подруги?
Важно! Конкуренция всюду: чем больше языков знает ребенок, чем больше у него умений, тем больше шансов «пробиться». Конкуренция – это понятие из мира взрослых. Детей же оно вгоняет в стресс и способствует повышенному чувству тревожности. До 7 лет ребенку нужны не столько абстрактные знания, сколько разные способы познания мира. С этой «базой» он сможет усвоить школьную программу. Тебе нужно научиться справляться с собственной тревогой, что твой малыш в чем-то там отстает, иначе, ты будешь его постоянно подталкивать к отметкам «выше, быстрее, сильнее», мешая познавать мир.
«За» Стимулировать и поддерживать малыша во всех начинания – здорово. Быть рядом и замечать его маленькие победы. Можно вести альбом или блог, где ты сможешь отразить и зафиксировать его развитие.
«Против» Родители начинают проявлять нетерпение, если малыш не соответствует их ожиданиям. Начинается давление на ребенка, требование от него «быть таким как надо» (у каждого здесь свой уровень притязаний). Дети чувствуют возрастающее недовольство и напряжение, что не способствует атмосфере благополучия в семье.

девочки плывут в надувных кругах
pexels.com

2. Проект «Успешный ребенок».

Распространенный страх среди родителей – это обделить своего ребенка возможностями, лучше он попробует все. У тебя тоже могут быть сожаления о том, что мама в детстве не отдала тебя на балет/вокал/рисование, не наняла репетитора по английскому, и ты винишь ее в своих неудачах.
«У меня с сыном/дочкой все будет иначе», обещаешь ты себе и начинаешь делать ставки на достижения ребенка, требуя от него слишком многого. Но он не твой проект. Он ничего не должен ни тебе, ни мужу. Он не должен стать вундеркиндом или лучшим учеником в классе, даже если вам очень этого хочется.
«За» Ты можешь помочь ему исследовать себя и свой потенциал. До 6-7 лет ребенку очень важен опыт осязания мира и конструирования руками (это также позитивно влияет на структуры мозга). Конструктор, пластилин, глина, краски, игры в рифмы, сочинительство, бег, лазание, эти виды активности намного эффективнее развивают детские способности, чем изучение истории или географии.
«Против» Сверхожидания и надежды, что твой сын станет вторым Стивом Джобсом, могут привести к тому, что ты начнешь навязывать ему свои нереализованные желания и амбиции. Десять лет назад все говорили о детях индиго, а сегодня модно хвастаться умением ребенка разбираться в гаджетах. «Он станет программистом!» – вот мечта родителей. Но не стоит забывать, что для формирования мозговых структур ребенка вредно проводить больше 30 минут/ часа за компьютером. Да и не все дети, умеющие в 3 года найти в Интернете свою любимую игру, станут гениями программирования.

мальчик фотографирует
pexels.com

3. В центре внимания.

Ребенок – это не способ заполнить твою внутреннюю пустоту и нереализованность. Переключая все интересы и время на детские потребности, ты превращаешься в гиперопекающую мать. Нормально, когда в первые годы жизни ребенка твои 90% времени посвящены ему. Но с каждым днем нужно учиться отпускать его от себя. Дать ему возможность прожить свою жизнь, без твоих корректировок или указаний.
«За» Помогать детям с занятиями, играть, мастерить что-то вместе с ним – это лучшее, что мы можем им подарить. Развивать их любознательность, активность, поощрять двигаться вперед и радоваться вместе с ними. Но у тебя должно быть что-то еще помимо твоего сына/дочери. Своя профессиональная сфера реализации. Отношения с мужем. Хобби. Если происходит «перекос» и все твои интересы концентрируются на малыше, в первую очередь, он и будет страдать из-за нарушенных отношений в семье.
«Против» Распространенная ошибка родителей – первые 5-6 лет интенсивно заниматься ребенком, а потом переключиться на что-то другое. И, дети привыкшие, что их «развлекают» репетиторы и кружки, теряют интерес к обыкновенной учебе. Ребенок должен уметь находить себе занятия самостоятельно, придумывать себе игры и развлечения. Поэтому для них так важна творческая свобода, когда мама или папа находятся рядом, но не навязывают свои правила и рамки.

мама держит на руках ребенка
pexels.com

Пока ты играешь в вымышленный конкурс в своей голове «Лучший родитель года», твой малыш хочет просто твоего присутствия, любви и внимания. Быть рядом и следовать за интересами ребенка, поддерживать его начинания и давать пространство для самовыражения, лучше самой продвинутой методики раннего развития.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Обсудить

Свежий взгляд