Отмена штрафа за совершение насилия в семье: за или против

Насилие в семье — одна из социальных проблем в Украине, борьба с которой занимает должное место на уровне государственной политики. Примером того является различная законодательная и правоприменительная деятельность, направленная на искоренение данного недопустимого проявления в современном обществе.

Отмена штрафа за совершение насилия в семье: за или против?
ru.fotolia.com

12 февраля 2015 года во втором чтении был принят Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно урегулирования вопроса ответственности за совершение насилия в семье» (далее — Закон).

Напомню, что под насилием в семье подразумевается умышленное совершение любых действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не причинило физической боли и не привело к телесным повреждениям, угрозы, обиды или преследования, лишение жизни, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право и прочее), вследствие чего мог быть или был причинен вред физическому или психологическому здоровью потерпевшего.

Одним из видов ответственности за совершенное насилие в семье является административная ответственность. Кодексом Украины об административных правонарушениях в редакции, предшествующей внесенным изменениям, были предусмотрены следующие ее виды.

Виды административной ответственности за совершенное насилие в семье до 12 февраля 2015 года:

  1. к нарушителю применялся штраф от 3 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (51-85 гривен);
  2. общественные работы сроком от 30 до 40 часов;
  3. исправительные работы сроком до одного месяца с отчислением 20% заработка;
  4. административный арест сроком до пяти суток.

Указанные выше виды ответственности были установлены законодателем как альтернативные и применялись ввиду характера и видов совершенного насилия. Данные меры ответственности применялись в случае невыполнения защитного предписания лицом, по отношению к которому оно было вынесено, а также в случае отсутствия прохождения коррекционной программы лицом, которое совершило насилие в семье. Также Законом дополнительно установлено, что в случае совершения одного из указанных выше нарушений лицом, к которому на протяжении года уже вменялось административное взыскание, ответственность ужесточалась. Например, размер штрафа увеличивался от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (85-170 гривен соответственно), длительность общественных работ — от 40 до 60 часов, длительность исправительных работ — от 1 до 2 месяцев с отчислением 10% заработка или длительность административного ареста сроком до 15 суток.

Законопроектом № 0920 от 27.11.2014 года (впоследствии принятым за основу Закона) было предложено исключить такой вид ответственности как штраф и исправительные работы с отчислением заработной платы, а также увеличен граничный срок длительности административного ареста (предусмотренного ч. 1 ст. 173-2 КУАП) до 7 суток.

Указанные изменения стоит рассматривать исключительно как положительные. Штраф как мера наказания подразумевает воспитательный, репрессивный и профилактический характер. В то же время, как было уместно отмечено авторами проекта Закона, применение штрафов, как и взыскания в виде исправительных работ с отчислением 20% заработка в доход государства, эффективными не являются, так как в большинстве случаев они влияют не на нарушителя, а на его семью в целом. Не являются единичными и случаи, когда само лицо, пострадавшее от насилия, возмещает данный штраф, если правонарушитель нигде не работает. Подобная практика в данной категории дел неприменима, поскольку основная цель наказания в виде штрафа теряют всякий смысл. Штраф как мера ответственности должен ограничивать или лишать нарушителя определенных благ, но никоим образом не влиять негативно на его семью или потерпевшего члена семьи. Кроме того, исключение штрафа как вида административного взыскания за совершение насилия в семье, позволяет сделать акцент на других видах наказания, которые применяются к нарушителю (общественные работы и административный арест). Последние, во-первых, являются более оперативными в применении, а во-вторых, способны возыметь все же более заметные ограничения по отношению к совершившему насилие, когда превентивные меры уже бессильны.

В завершении хотелось бы сказать, что внесенные законодателем изменения в сфере административной ответственности за совершение насилия в семье стоит рассматривать как целесообразные и уместные. Исключение штрафа, как вида административного взыскания в данной категории дел, способно снять бремя ответственности как с семьи, так и с самого потерпевшего, которые зачастую непрямым способом его возмещают. В то же время акцентирование внимания на других, более жестких видах ответственности предполагает возможным применение должного влияния на виновного и предотвращение повторения нарушений с его стороны по отношению к другим членам семьи.