Великий Винсент Ван Гог

30 марта 1853 года в городе Гроот – Зюндерт в Северном Брабанте родился голландский живописец, яркий представитель постимпрессионизма Винсент Ван Гог.

Приобрести в молодые годы профессионального образования у Винсента не получилось, и поэтому он был вынужден сменить ряд профессий, не имевших никакой связи с искусством. Так в 1869-1876 году он служил торговым агентом и посетил ряд европейских стран, в 1876 году учительствовал в Англии, в 1877-1890 годах проходил обучение в школе миссионеров в Лакене и проповедовал горнякам Боринажа. Именно в это время он начинает регулярно рисовать. В 1882-1886 годах он посещает Гаагу, Антверпен, где обучается в Академии художеств и в частной школе рисунка, тщательно постигая работы старых мастеров .

До 1881 года Ван Гог интересуется только рисованием и лишь с этого года начинает писать маслом. В картинах 84-85 годов 19 века он представляет тяжёлый уклад жизни брабантских земледельцев и суровый норов природы этого края («Едоки картофеля»), тяжёлую работу нюэненских ткачей («Ткачи»). Пишет натюрморты «С трубкой и шляпой», «С книгой и Библией» ( в нём он рассказывает о деятельности своего отца-пастора). Также создаёт несколько пейзажей, в частности – «Аллея тополей в Нюэнене». На всех его картинах этого времени наблюдается совмещение национальных традиций и заинтересованность к передаче силы и цветовой гармонии, построенных на цветовых контрастах, невзирая на достаточно тёмную гамму полотен.

С 1886 года наблюдается отчётливая смена манеры живописца, он заинтересован вопросами колорита, экспрессии мазка. Эта заинтересованность увеличивается после его ознакомления с творчеством импрессионистов и теорией дополнительных цветов пуантилистов. Картины 1887 года «Бульвар Клиши» и «Сады Монмартра» выполнены воздушными импрессионистическими мазками, притягивают взгляд яркими сочетаниями красок, показывающих прекрасную весну в Париже. В это время Ван Гога захватывает красочная естественность и непринуждённость представления человека и природы в японских гравюрах. Результаты этого увлечения хорошо видны в портрете «Папаша Танги» и в пейзаже «Поле пшеницы с жаворонком».

В период с марта 1886 по февраль 1888 года Ван Гог пишет 23 автопортрета, воссоздающих его непостоянный внутренний мир. В автопортретах художник показывает себя в различных ипостасях, в «Автопортрете в серой фетровой шляпе» – он пастор, в «Автопортрете в галстуке и сюртуке» – модный житель французской столицы, в «Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом» – художник. Но на всех автопортретах отчётливо виден человек с богатым внутренним миром и чувствительной, уязвимой душой.

Последние годы своей жизни живописец творит в южной Франции, и этот период становится самым продуктивным и востребованным потомками в его творчестве. Основной темой его творчества становится «поиск жизни в цвете». Светлая гамма торжествующей природы отображена на картинах «Цветущая слива», «Ветка цветущего миндаля в стакане». Также он пишет цикл морских работ около Арля в Сент-Мари-сюр-Мер и на берегах Роны. Среди них, такие широко известные полотна, как «Море в Сент-Мари» и «Мост Ланглуа», в которых ярко представлена его импрессионистская натура.

Пейзаж «Долина Ла Кро» с высоты птичьего полёта показывает нам безграничные просторы равнин Прованса, перемежающиеся с островками взгорий Монтмажура. Это полотно выполнено в лучших традициях японских гравюр, свежими пастозными мазками, что знаменует отказ от техники импрессионизма и переход к личной манере написания. Ван Гог использует неожиданные экспансивные комбинации цветов, в своих знаменитых «Подсолнухах» – жёлтого и красного в «Красных виноградниках в Арле». Эти полотна наделены своеобразной плавной выразительностью цвета. Красно-жёлтая и сине-жёлтая гаммы картин ночного Арля («Ночное кафе» и « Терраса кафе ночью») вызывают подсознательное чувство тревоги и некой таинственности, недоговорённости.

В «Эрмитаже» выставлена картина Ван Гога 1888 года «Арльские дамы», в которой хорошо видно сочетание личной манеры написания художника и техники клуазонизма – цветовые зоны, окаймлённые тёмным, немного мрачным контуром написаны не гладкой живописью, как у Гогена, а яркими рельефными мазками, сродни мозаичным кубикам. В Арле происходит драматический разрыв между Гогеном и Ван Гогом и об этом нам весьма наглядно рассказывают полотна «Кресло Гогена» и «Стул Ван Гога».

Действительно выдающиеся и по-настоящему гениальные полотна живописец пишет во время своих, ставших очень частыми, душевных кризисов. Созданы картины «Оливовая роща» (яркий и необычный пейзаж с оливами), «Дорога с кипарисами и звездой» (с изображением мрачных искривлённых стволов деревьев) и «Овраг Пейруле» (с вздыбленными, как бы готовыми разорвать структуру картины абрисами). Одновременно с этими холстами художник пишет и картины «Куст» и «Доктор Рэй», наполненные светом, спокойствием и тишиной. Чувства отчаяния и безнадёжности, владевшие автором, ярко переданы в одном из самых драматических холстов Ван Гога «Прогулка заключённых».

Во время одного из очередных душевных кризисов, Винсент Ван Гог – великий мастер постимпрессионизма смертельно ранил себя выстрелом из револьвера. 29 июля 1890 года художник был погребён в Овере.
Фото: Kevin