6 подсказок, как помочь ребенку найти предназначение

Найти свое место в жизни, делать то, что нравится и получается лучше всего, – самый верный способ почувствовать себя счастливой. Но не каждой из нас это удается или удалось – в силу разных обстоятельств. Когда-то, когда ты была маленькой, ты наверняка мечтала о том, кем станешь во взрослой жизни. И теперь, став мамой, переживаешь, чтобы твой сын или дочка смогли воплотить свои мечты в явь. Не все в наших руках и, конечно, есть определенные ограничения, но многое в осуществлении детских задумок зависит именно от нас. Сомневаешься? Тогда подумай, как могла бы сложиться твоя жизнь, если бы твои родители поддерживали тебя во всех начинаниях.

Ребенок
shutr.bz

Барбара Шер, автор книги «Мечтать не вредно», твердо уверена, что родители могут создать такие условия, чтобы ребенок вырос победителем. Главное, чтобы, завидев даже самый несмелый побег мечты, они захотели помочь ему вырасти в нечто большее. Скольким мечтам так и не суждено было сбыться, а талантам так и не раскрыться, потому что их не заметили и не уделили должного внимания? Эта статья будет полезна тебе, если ты хочешь помочь своему малышу реализовать его предназначение и при этом «не передавить» его, не быть слишком требовательной и строгой. Кстати, это и будет первой ошибкой из нашего списка.

1. Отслеживай свои нереализованные желания

Став мамой, ты наверняка встретилась со своими ожиданиями и надеждами о будущем ребенка. Но как понять, что эти образы не мешают тебе услышать желания малыша и, собственно, его планы на свою жизнь? Родительские стратегии бывают очень разнообразны, но даже самые внимательные мамы и папы могут что-то упускать из виду.

Читай также – Как приучить школьника к режиму дня после летних каникул

И первое, что мы не хотим замечать, – это то, что ребенок совсем не хочет заниматься танцами или не интересуется биологией/математикой/языками или чем бы ты еще хотела. Списывая на детскую лень, мы подталкиваем их к тому, чем хотели заниматься в детстве сами, но не могли. Только не подавляя ребенка своими желаниями, ты поможешь ему стать тем, кем ему нужно.

2. Проявляй интерес к чувствам ребенка

Успешная самореализация невозможна без ежедневных занятий и тренировок. Но в процессе рисования/чтения/изучения языка важно ориентировать ребенка не на достижение цели, например, прочитать столько-то страниц за вечер. Он должен прочитать так, чтобы поделиться, что понравилось, а что нет. Дети должны получать удовольствие от процесса. Если сын жалуется тебе, что не хочет ходить на хоккей, потому что ему больно падать или страшно, когда ребята толкаются на льду, не пропускай эти сигналы.

Внимание к интересам и стремлениям сына/дочки позволит им открыто делиться с тобой своими переживаниями

Можно убеждать себя, что он пересилит и станет сильнее, но последствия такого отношения могут вылиться в чувство неудовлетворенности у ребенка. Внимание к интересам, желаниям, стремлениям сына/дочки и искренняя вера, что они лучше знают (а не мы, как обычно думают родители), позволит им открыто делиться с тобой своими переживаниями и с уважением относиться к себе. Потому что именно родители своим примером учат детей бережно относиться к проявлениям своей личности.

Мечта ребенка
shutr.bz

3. Отбрось сравнения

Сравнивая ребенка с кем-либо, ты рождаешь в нем постоянный самоконтроль и сравнение себя с другими, страх не соответствовать ожиданиям. Ребенку можно предлагать, ключевое слово именно предлагать, чтобы он сам выбрал примеры для подражания.

Читай также – Детские истерики: как противостоять детским капризам

Это важно, чтобы у него была некая планка, идеал, к которому нужно стремиться. Но это его ориентир, а родители любят своего малыша не за то, что он, как Боря, отличник или быстрее всех в классе пробежал, а просто за то, что он есть.

Поддерживающие послания ребенку, которые рекомендует детский психолог Светлана Ройз:

  • Я принимаю тебя безусловно, таким, какой ты есть.
  • Правильно говорить, не «я люблю тебя за …», а «я люблю в тебе доброту, отзывчивость …».

4. Только не игнорируй

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука полагает, что игнорирование ребенка намного хуже, чем если бы его баловали. Не обращая внимания на то, что хочет малыш, мы приучаем его не слышать свой внутренний голос. «Если это не важно маме с папой, как это может быть важно вообще?» – вот какая мысль может бессознательно зародиться в его голове. И постепенно он учится забывать о том, что может, кем хочет быть, о своих желаниях. Родительская невнимательность влечет за собой нереализованность порывов и стремлений ребенка.

5. Вместе сможем

Создав для своих детей атмосферу поддержки, ты удивишься, как легко они начнут расцветать. Что тебе нужно для этого сделать:

  • Справиться с неверием в силы ребенка. Когда он начинает жаловаться, не говори: «Я так и думала» и сдержи негодование и тележку требований: «Ты должен!», «Мы столько денег потратили, чтобы купить тебе коньки! Как тебе не стыдно опускать руки!». Ребенку нужно пожаловаться, дай ему такую возможность, и через несколько дней он сам захочет продолжить начатое. У всех бывают срывы и тяжелые периоды.

    Если у ребенка не сразу что-то получилось, не спеши как можно скорее ограждать его от тревог и печалей

  • Дать право на вторую попытку. Если у него не сразу что-то получилось, не спеши как можно скорее забрать его домой, оградив от тревог и печалей. Тебе, конечно, хочется защитить его от разочарований и унижений, но за этим желанием скрываются твои тревога, страх. Негативный опыт – тоже опыт, и не отбирай право на него у детей (в разумных пределах, конечно).

6. Ключи к возможностям

Определить пошагово стратегию, как достичь той или иной цели, десятилетний, а уж тем более пятилетний ребенок вряд ли сможет. Это задача родителей предоставить нужные ресурсы: краски, отвести на стадион или в музыкальную школу. Познакомить с тем, кто созвучен его интересам. Тогда, став взрослым, он вряд ли сможет упрекнуть тебя: «Почему ты не отдала меня на танцы? Почему не водила на кружки?»

Мальчик с самолетиком
shutr.bz

В фильме «Дальняя дорога» меня тронул эпизод о том, как мальчик из бедной семьи, став астрофизиком, на вопрос «Как у него получилось?» ответил: «Однажды учительница младших классов сказала мне, что я могу стать тем, кем захочу». Возможно, у тебя не было опыта, что можно мечтать и мечты сбываются, но такой опыт ты можешь подарить своему ребенку.